Содержание, структура и объем бизнес-плана зависят от:
1. специфики сферы вида деятельности, к которой принадлежит выбранный бизнес производство, оказание услуг, розничная или оптовая торговля, строительство, посредничество и т.п.;
2. размеров выбранного бизнеса крупный, средний, малый и суммы средств, необходимых для организации его. Очевидно, что чем большей является фирма, тем сложнее является ее деятельность, тем полнее и обоснованным должно быть разработка разделов бизнес-плана. Для небольшого предприятия БП по составу, структуре и объему проще такой же план крупного производства;
3. конкретных характеристик будущего продукта и стадии его жизненного цикла:
продукт прост / сложный;
продукт принципиально новый / традиционный;
продукт, предназначенный для потребления / производства;
Взаимосвязь факторов, влияющих на состав, структуру и объем БП аудитории, для которой предназначен бизнес-план. В свою очередь, выбор аудитории определяется конкретными целями, которые ставит перед собой предприниматель, составляя БП т.е. функциональной ролью БП. Следовательно, четкое формулирование цели разработки БП поможет определить, кому он адресован.
Наличие нескольких факторов, определяющих содержание бизнес-плана и его объем, означает, что не существует какой-либо стандартной, универсальной, общей для всех случаев формы БП.
В случае небольшого по масштабам бизнеса и использование в нем собственных средств, БП может быть составлен в произвольной форме, но, как минимум, он должен содержать:
сформулированную основную идею бизнеса предпринимательскую идею;
специфические цели и задачи бизнеса;
определенную потребность в ресурсах.
Чем больший бизнес, чем больше инвестиций он нуждается, тем более детальным должен быть и бизнес-план.
Схемы систематизации разделов БП, используемые в отечественной и зарубежной практике, по своей сути одинаковы и разнятся лишь формой подачи и размещения отдельных частей БП т.е. структурой.
Примерная структура БП:
- титульная страница:
- название и адрес фирмы;
- имена и адреса учредителей;
- сущность проекта;
- стоимость проекта.
- страница содержания БП.
- меморандум конфиденциальности.
- резюме исполнительное резюме:
- цель плана привлечение инвестора, кредитора и др.;
- анализ рынка характеристики целевого сектора рынка, его размер;
- предприятие какие потребности покупателей вы хотите удовлетворить, предложены продукты и услуги для удовлетворения этих потребностей;
- маркетинг и сбыт стратегия маркетинга и сбыта, ключевые факторы в конкурентной борьбе;
- роль исследовательских и поисковых работ в подготовке вашего продукта или услуги;
- организационная структура и персонал основные руководители и владельцы, ключевые исполнители;
- финансовые данные источники и направления использования средств, ретроспективная финансовая отчетность, с прогнозированыформы финансовой отчетности с коротким обоснованием возможных уровней объемов реализации.
- описание и обзор отрасли описание отрасли в БП выделяется не всегда:
- описание текущей ситуации в отрасли;
- масштабы отрасли;
- характеристики и тенденции развития отрасли этап жизненного цикла;
- основные потребительские группы бизнес, правительство, население.
- описание компании:
- характер вашего бизнеса и концепция поведения фирмы;
- характерные для вас преимущества ключевые факторы успеха;
- стратегия роста фирмы;
- продукты услуги:
- подробное описание продукции услуг с точки зрения потребителя;
- жизненный цикл продукта;
- лицензии, патенты, другие права собственности на продукцию услуги;
- исследовательские, изыскательские и конструкторские работы.
- рынок исследование и анализ рынка, маркетинговый анализ:
- рынки сбыта характеристика рынков сбыта и их сегментов определение спроса и факторов влияния на потребительский спрос, вместимость и динамика рынка, охват рынка необходим минимальный объем рынка и в какой мере можно охватить его, целевые уровни рентабельности продаж цен на продукцию или услуги , методы определения потребительских групп на вашем рынке и средства воздействия на отдельные группы потребителей, оценка объемов продаж, основные тенденции и возможные изменения на основных рынках сбыта и т.д.;
- срок поставки товара;
- конкурентоспособность идентификация по видам продукции / услуг и сегментам рынка, конкурентные преимущества, слабость позиции, трудности выхода на рынок и т.д..
Примечание: иногда этот раздел не выделяется, а анализ рынка приводится в маркетинг-плане.
Рассмотрена структура не является обязательной для каждого разработчика БП. Естественно, что в зависимости от проекта или программы, для которой составляется БП, структура может меняться, некоторые разделы могут исчезать, а какие появляться - это вопрос творчества каждого автора, а также требований инвесторов или банков в структуру БП.
В заключение следует отметить, что одним из главных, а может и главным вопросом по разработке БП является его структура, то есть предварительное фрагментирование будущего содержания.
Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор или тот, кто будет интересоваться БП, знакомясь с ней, сразу мог оценить ту многогранность, которой были заложены автором при подготовке текста БП.